Оценить риск потенциальных договорных отношений помогают сервисы ФНС «Как меня видит налоговая» для организаций и индивидуальных предпринимателей. Тематика формируемых там показателей разнообразна – показатели для выездной проверки, финансовая устойчивость, оценка соблюдения законодательства и деловая репутация. Такую информацию власти рекомендуют использовать заказчикам в правилах преддоговорных процедур в рамках закона 223-ФЗ.
Постановление Правительства РФ №1624 от 16.09.2022 ограничило доступ к данным на госинформресурсе бухгалтерской отчётности (ГИРБО) по следующим критериям:
организация во сводном реестре организаций ОПК или перечне стратегических предприятий и организаций;
– организация в списке, к которым могут быть применены ограничительные меры иностранных государств;
организация в списке резидентов валютного контроля с особыми полномочиями (ч. 4 2 ст.19 закона № 173-ФЗ от 10.12.2003;
Правительство РФ или Центральный Банк приняли решение об ограничении доступа в информации в отношении организации отдельным документом.
С февраля 2025 года действуют изменения, согласно которым юридические лица в санкционных списках могут также закрыть данные о своих дочерних организациях в ЕГРЮЛ и ГИРБО. Аффилированность определяют по критериям международных стандартов финансовой отчетности (IFRS) – это учредители и бенефициары. Соответствующее заявление необходимо оформить участникам при регистрации такой компании.
Также действуют ограничения для публикации рейтингов и аналитики на рынке ценных бумаг, эмитенты и инвесторы существенно сократили раскрытие информации в соответствии с рекомендациями ЦБ РФ.
В текущих условиях оценить уровень риска потенциальных договорных отношений помогают сервисы ФНС «Как меня видит налоговая» для организаций и индивидуальных предпринимателей (- Сервисы). Основной задачей сервисов является мониторинг налогового риска и детализация его составляющих самими налогоплательщиками. Компания самостоятельно направляет запрос через личный кабинет, в течение 24 часов должна получить выписку по результатам оценки данных о себе в ФНС РФ. С 2021 года обновленная АИС «Налог -3» накапливает разноплановые данные о налогоплательщике (товарные потоки, контрагенты, доходы, расходы, начисления пр.) практически в режиме реального времени позволяет получать доступ ко всему объему информации из одной базы.
В качестве отчета налогоплательщик получает расширенную выписку («из сервиса юридических лиц») и сжатый Exel-файл – «Показатели ФХД по налогоплательщику». В этом документе крайне важным элементом является фиксация наличия/отсутствия «наличия сделок с взаимозависимыми (взаимосвязанными) налогоплательщиками». Любому бизнесу крайне важно знать на ранней стадии – выявлены ли признаки «дробления», какова вероятность инициации проверки по таким «тяжёлым» основаниям.
Рис. 1 Данные о ФХД (Excel)
Регламентирует формирование отчетов приказ ФНС РФ № ЕД-7-31/181@ от 24.03.2023, который ввел в действие «Методику проведения оценки юридических лиц на базе интерактивного сервиса ˂.˃» (–Методика). Проверку проводят в два этапа. На первом уровне показаны формальные юридические основания деятельности организации, общая оценка налоговой дисциплины:·
отсутствуют записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений;
отсутствие процедур наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, ликвидации ˂.˃;
отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (исполнителей) ЕИС в сфере закупок;
отсутствие несоответствий НДС (занижении суммы к уплате/о завышении налога к возмещению (˃ 0,65% суммы вычетов) в декларациях за 4 предшествующих периода).
Последняя редакция отчета включает в себя данные о причастности (отсутствии) ЮЛ или его участника к экстремистской деятельности и терроризму. В форме выписки отчета, действующей с февраля 2025 указана информация об отсутствии среди учредителей организации иностранных агентов.
Рис. 2 Общие параметры риска
Проверка будет завершена, если по одному или нескольким указанным критериям выявлено отклонение. При отсутствии формальных юридических рисков запускается второй этап – расчет финансовых показателей и детализация налоговых рисков.
Действующая редакция Методики включает в себя 8 нефинансовых критериев налогового контроля по данным АИС «Налог -3» и 14 финансово-экономических. Расширенная форма выписки предусматривает балльную оценку всех показателей. При соответствии условиям ему присваиваются баллы, которые впоследствии суммируются. Интегральный показатель суммы баллов рассматривают все заинтересованные контрагенты и инвесторы для сравнительного анализа.
«Концепция планирования выездных налоговых проверок» (пр. № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007) содержит набор критериев самостоятельной оценки налоговых рисков. Часть таких показателей ФНС транслирует налогоплательщику в расширенной форме отчета:
соотношение среднемесячной зарплаты и уровня средней заработной платы для соответствующей отрасли по данным Росстата (– выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ);
налоговая нагрузка не менее 75% от среднего уровня, рассчитанного для соответствующего вида экономической деятельности и субъекта РФ по данным сервиса ФНС «Прозрачный бизнес» (– налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли, виду экономической деятельности);
наличие положительного финансового результата по данным бухгалтерской отчетности (– отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов);
доля вычетов НДС ниже среднего значения доли налоговых вычетов для соответствующего субъекта РФ с учетом масштаба и вида деятельности, и др.
Рис. 3 Параметры риска финансово-хозяйственной деятельности
С позиции экономической оценки ФНС РФ обозначила следующие показатели: коэффициент платежеспособности, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент автономии (финансовой независимости), коэффициент покрытия процентов, рентабельность активов. Их соответствие нормативным значениям также включается в обобщённую балльную оценку. При этом отраслевые различия экономической эффективности и оборачиваемости разных видов деятельности не учитываются. Следует учитывать, что на разных стадиях развития бизнеса показатели рентабельности, финансовой устойчивости и у добросовестных налогоплательщиков нормативных значений не достигают.
Аналогичная процедура по самопроверке действует для предпринимателей также в разделе личного кабинета "Индивидуального предпринимателя" АИС "Налог-3". ФНС России и Федеральная антимонопольная служба РФ констатируют, что указанные сервисы позволяют получать достоверные и актуальные сведения о финансово-хозяйственной деятельности потенциальных поставщиков по договорам в рамках закона о закупках № 223-ФЗ.
Для подтверждения надежности поставщика, и недопущения финансовых рисков при выполнении договоров, ФАС России и ФНС России рекомендуют закрепить использование Сервисов оценки в положениях о закупке организаций - заказчиков.
В обязательном порядке предписано применение сервисов в рамках преддоговорных проверок контрагентов в рамках процедур определения единственного поставщика.
В ситуациях иных закупок, заказчик может закрепить в правилах использование Сервисов оценки как дополнительный инструмент, позволяющий получать достоверные и актуальные сведения о финансово-хозяйственной и иной деятельности поставщиков.
С февраля 2025 ФНС РФ внесла незначительные корректировки в формат выписки, которые свидетельствуют о согласовании с требованиями законодательства о закупках. Расширение использования сервисов самооценки налоговых рисков, в т.ч. и в сфере госзакупок, преследует цели дисциплинирующего характера в рамках налоговой ответственности.
Автор: Ушакова Т.В.