г.Ульяновск
info@audex.ru
пн-чт с 8:30 до 17:30
пт с 8:30 до 16:30

Цифровые активы в международных расчетах

02.04.2024

Подписан и частично вступил в силу закон №45-ФЗ от 11.03.2024, разрешающий применять в международных расчетах цифровые финансовые активы (ЦФА), утилитарные цифровые права (УЦП), и гибридные цифровые финансовые активы. Указанный документ вносит изменения в некоторые законы: о валютном регулировании и валютном контроле (№ 173-ФЗ от 10.12.2003), о ЦФА (№ 259-ФЗ от 31.07.2020), об инвестиционных платформах (№ 259-ФЗ от 02.08.2019).

Основное новшество - ЦФА предположительно могут использоваться в качестве встречного предоставления по внешнеторговым контрактам с нерезидентами, которые предусматривают передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности.

ЦФА признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества или права требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем изменения записей в информационной системе (ст.8 №259-ФЗ, ст.141.1 ГК РФ).

Оборот цифровых активов основан на технологии блокчейна, регулируется российским законодательством и контролируется Банком России. Для создания ЦФА на разрешенной площадке — т.н. операторе информационных систем (ОИС) заключается смарт-контракт — это компьютерный алгоритм, который хранит и автоматически регулирует исполнение обязательств сторон по договору. Участники сделок заверяют контракты электронной подписью. Государственное регулирование операторов цифровых активов обеспечивает защиту прав инвесторов и возможность обращения в судебные и др. органы при возникновении спорных вопросов. Этот факт отличает токены ЦФА от криптовалют в нашей стране. В отличие от Республики Беларусь, где разрешен майнинг и до 2025 года действуют льготы по налогообложению обращения токенов и криптовалют, в России оборот криптоактивов законодательно не урегулирован. Обращения за защитой прав инвесторов в криптоактивы возможны только вне юрисдикции Российской Федерации.

В настоящее время зарегистрированы десять операторов информационных систем (ОИС) которые могут осуществлять централизованный учет токенов, обеспечивать допуск эмитентов к выпуску ЦФА, а инвесторам - к приобретению и распоряжению ЦФА. Большинство из них — это площадки, аффилированные с крупными коммерческими банками. Совокупно произведено более 250 выпусков на сумму более 59 млрд. руб.


В большинстве случаев сделки купли-продажи возможны только тех площадках, где токены были выпущены. В качестве оператора обмена цифровых активов (ООЦА) в середине 2023 года зарегистрирована Московская биржа, которая должна взаимодействовать с несколькими ОИС и заключать сделки с токенами, сформированными на разных платформах. Возможность обмена различных ЦФА на бирже создает предпосылки для развития их вторичного рынка.

Большинство выпусков таких активов — это цифровые аналоги ценных бумаг и долговых инструментов, т.н. токены на права по эмиссионным бумагам и токены на права денежных требований. Их основными эмитентами являются банковские кредитные организации, лизинговые компании, факторинговые фирмы и др.

В законе также прописана возможность создания гибридных цифровых финансовых активов, вмещающих одновременно финансовые требования и утилитарные цифровые права (УЦП). Действующих примеров выпуска УЦП пока нет, но сформулировано требование о том, что погашение таких обязательств осуществляется товарами, услугами, работами. Также возможен выпуск гибридных ЦФА — токенов, вмещающих одновременно финансовые требования и утилитарные цифровые права.

Налогообложение. НДС не облагаются услуги операторов информационных систем и операторов обмена (ОИС и ООЦА) по выпуску и обороту любых ЦФА (п.п 12.2 п.2 ст.149 НК РФ). Также не облагаются НДС реализация и передача выпуска ЦФА на права денежных требований и УЦП (п.п.38 п.2 ст.149 НК РФ). Фактически НДС облагаются только сделки с гибридными ЦФА. В то же время следует учитывать, что от НДС освобождены операции по продаже гражданам ЦФА, базовым активом которых являются драгоценные металлы. Если по условиям выпуска погашение осуществляется золотыми слитками, устанавливается нулевая ставка (п.п. 6.2 п.1 ст. 164 НК РФ).

В отношении налога на прибыль налоговая база по операциям с ЦФА и    правами, включающими одновременно ЦФА и УЦП, определяется совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами (ст. 282.2 и ст.304 НК РФ).

Налогообложение НДФЛ зависит от статуса резидентства. Для налоговых резидентов применяется ставка 13 (15)%, нерезидентов -30%. Налоговая база НДФЛ по операциям с ЦФА и УЦП определяется как доходы от реализации, уменьшенные на величину расходов на их приобретение и реализацию. Также законодательно выделены доходы, получаемые в виде выплат, не связанных с выкупом ЦФА и предусмотренные решением о выпуске ЦФА и УЦП, они приравнены к дивидендным выплатам и облагаются по ставке 15% (п.3 ст. 224 НК РФ).

В части бухгалтерского учета нет чётких нормативных правил, но в рамках принципа приоритета содержания над формой (ПБУ 1/2008 п.6), рекомендуется не разделять учетную политику в отношении прав и обязанностей, удостоверяемых с помощью цифровых инструментов от учетной политики в отношении аналогичных прав и обязанностей, удостоверяемых иными более традиционными способами. Объектами бухгалтерского учета являются не сами цифровые инструменты, а права и обязанности, удостоверяемые этими инструментами (Рек. Р-129/2021-КпР «Цифровые инструменты»).

Итак, принятые законодательные изменения вносят ряд принципиальных новаций:

  • вводят понятия - "цифровые права, являющиеся валютными ценностями";

  • разрешают нерезидентам осуществлять операции с ЦФА;

  • добавляют в список валютных операций между резидентами, нерезидентами приобретение/отчуждение цифровых прав (как валютных, так и невалютных ценностей). При этом валютные операции между резидентами и нерезидентами по использованию цифровых прав в качестве средства платежа могут осуществляться только по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами.

Власти рассчитывают, что принятые нормативные изменения позволят использовать ЦФА во внешнеторговых расчетах как альтернативу и сгладить санкционное давление на экспортеров. Однако цифровые инструменты, которые в основной массе отражают права денежных требований (или требований по ценным бумагам), не обладают универсальной ликвидностью и не могут выполнять в достаточной степени функции средства платежа или обращения.

ЦФА и цифровые права выпускаются в рублях, обращаются и учитываются исключительно на платформах в РФ. Данный факт предопределяет сложности их использования в международных расчетах. Например, условная индийская компания - импортер российских нефтепродуктов теоретически может выкупить на вторичном рынке токены своего российского поставщика на бирже и произвести взаимозачет задолженности. Изначально такую покупку пока невозможно осуществить за доллары из-за угрозы вторичных санкций или за рупии по причине диспропорции товарного обмена между странами. ЦФА могут облегчить расчеты между российскими контрагентами одного зарубежного покупателя, но такие коммерческие связи распространены не очень широко.

Некоторые аналитики предполагают, что ситуацию с международными сделками помогут изменить выпуск утилитарных цифровых прав, привязанных к драгоценным металлам, или допуск к обращению ЦФА, номинированных в иностранных валютах.

Аналитика ЦБ РФ показывает, что ЦФА на текущий момент являются быстрорастущим инвестиционным инструментом с более низким уровнем расходов на заимствование, гибкими условиями совершения сделок и потенциально высокой ликвидностью.



Хотите получить дополнительную информацию?
Будем рады вам помочь!